История гиганта: Martin Mars

История гиганта: Martin Mars

23 августа 1938 года ВМС США дало задачу Glenn L. Martin Company разработать уникальный океанский патрульный самолёт, способный выполнять миссии вдали от наземных баз. Этот проект, который можно было бы сравнить с «летающим дредноутом», стал началом истории, которая навсегда останется в авиационной архитектуре, сообщает Дзен-канал "Культурный код".

На основе успешного Martin PBM Mariner, который был принят на вооружение в 1939 году, инженеры начали создавать опытный образец XPB2M-1, который был спущен на воду в ноябре 1941 года. В инновативной конструкции и больших размерах складывалась возможность патрулирования гигантским самолётом.

Технологические вызовы и развитие

Первоначально XPB2M-1 оснащался двигателями Wright R-3350-18 Duplex Cyclone мощностью 2000 л.с., однако во время тестирования возникли серьезные проблемы: 5 декабря 1941 года один из моторов загорелся, что едва не привело к катастрофе. Экипажу удалось сохранить контроль над машиной и успешно приземлиться.

После серьёзной модернизации, заключающейся в установке более мощных 2200-сильных двигателей, самолёт смог взмыть в небо 3 июля 1942 года. Учитывая медлительность и уязвимость Martin Mars, в сентябре 1943 года военные решили переоборудовать его в военно-транспортный вариант XPB2M-1R, что позволило использовать его для регулярных грузовых рейсов.

Путь к гражданской службе

В июне 1945 года был выпущен первый серийный экземпляр, получивший имя «Гавайский Марс». Эта модель могла перевозить до 16 тонн грузов или 133 десантников. Несмотря на планы построить 20 самолётов, количество единиц после окончания Второй мировой войны резко сократилось, в итоге было выпущено лишь пять Martin Mars. Самолёты не участвовали в боевых действиях, но успешно исполняли транспортные задачи до 1956 года, когда были выведены из эксплуатации.

Интересно, что в 1959 году канадская компания начала вторую жизнь «Марса», превратив его в противопожарный летающий танкер. Самолёты, прошедшие переоборудование, стали незаменимыми в борьбе с лесными пожарами, способны за один вылет зачерпывать воду и сбрасывать её на огонь.

Современное наследие

На 2025 год из пяти серийных самолётов осталось лишь два: «Гавайский Марс» и «Филиппинский Марс», которые продолжали своё существование в гражданских операциях против лесных пожаров. В 2012 году «Филиппинский Марс» был передан в Национальный музей морской авиации, а его собратья до сих пор остаются символом прочности и долгожительства авиационной техники.

Источник: Культурный код

Лента новостей